Как поступить без конфликтов?

Процесс поступления — это всегда коммуникация между абитуриентами, родителями и сотрудниками вузов. К сожалению, случается так, что она бывает нервной — стороны не всегда понимают друг друга и совершают ошибки. Вместе с экспертами Telegram-канала о поступлении «ШАГ | поступление в Университет» разбираемся, из-за чего чаще всего возникают конфликты, как их избежать и что делать, если ваше общение с представителями университета вдруг стало напряженным.
Содержание:
Причины конфликтов
Чаще всего конфликтные ситуации при поступлении происходят на этапе подачи документов. Это бюрократический процесс со своими нюансами, в ходе которого и абитуриент, и сотрудники приемной комиссии должны внимательно проверить все официальные бумаги и справки, предоставить достоверную информацию и соблюдать дедлайны. Увы, нельзя исключать человеческий фактор с обеих сторон. Хорошо, если эти ошибки и неточности в итоге не помешают поступлению в университет мечты — но, к сожалению, бывает и иначе.
Возможные недочеты со стороны университетов
  • Нечеткие или меняющиеся трактовки правил приема
    Университет должен опубликовать правила приема не позднее 20 января года приема у себя на сайте. Однако сотрудники call-центров некоторых вузов могут по-своему трактовать эти правила. В этом году это особенно касается платного приема.
  • Проблемы в коммуникации
    В самый активный период приемной кампании вы можете иногда «повисеть» на линии, ожидая ответа. Но если университет не отвечает вам ни по телефону, ни в социальных сетях, ни в мессенджерах — это плохой знак. Кроме того, иногда в самый «горячий» период поступления университеты привлекают в приемную комиссию временных сотрудников, которые, к сожалению, могут допустить непреднамеренную ошибку при работе с огромным потоком данных.
  • Чрезмерная бюрократия
    Практически в каждом университете есть свои нюансы, связанные с подачей документов. Но все же есть разница между небольшими особенностями и неочевидными и ненужными условиями или требованиями, которые не только значительно усложняют коммуникацию, но и угрожают участию в конкурсе на поступление. Бывает так, что абитуриент при подаче документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) через пару дней получает от вуза уведомление с просьбой выслать аналогичные «недостающие» документы на почту. Вузы так делать не должны. Возможны разве что отдельные ситуации, при которых университет может запросить какую-то справку, которую нельзя подать через ЕПГУ.
  • «Рекламные» обещания
    Многие университеты привлекают абитуриентов возможностью трудоустройства после окончания обучения или даже во время его. Однако есть разница между «возможностью» и «гарантией». Некоторые вузы обещают абитуриентам получение работы после выпуска, но реальных подтверждений этому не дают.
Возможные недочеты со стороны родителей/абитуриентов
  • Невнимательное изучение информации об университете
    Перед тем, как подать документы, нужно иметь четкое представление о вузе, факультете и программе обучения. Выбирать наугад, основываясь на одном рекламном объявлении или отзыве знакомых – плохой план, который чаще всего ведет к провалу.
  • Пропуск дедлайнов и игнорирование требований
    Лучше лишний раз перепроверить сроки и наличие всех нужных документов. Иначе из-за одной ошибки можно упустить хорошую возможность поступить.
  • Завышенные ожидания от вуза
    Нужно быть реалистами и не ждать от маленького регионального университета высокого качества подготовки, например, в области искусственного интеллекта. Высшее образование разное, и четыре или пять лет обучения сами по себе не дают гарантий блестящего будущего — многое зависит как от возможностей вуза, так и от степени включенности студента.
  • Эмоции вместо конструктивного диалога
    Если при малейшей несостыковке или обмане ожиданий сразу включать эмоции, шансы решить вопрос в свою пользу автоматически снижаются в разы. Большинство сотрудников университетов готовы сразу же помочь решить проблему, и дополнительная «мотивация» в виде криков или слез их точно не «ускорит».
Как избежать конфликта?
Первое: соберите как можно больше информации.
Ваша задача — вникнуть в суть вопроса. Если сотрудники вуза ссылаются на правила приема, попросите их показать — в формате документа или на сайте. Постарайтесь разобраться во всех нюансах — так вы сможете оперировать фактами и проверить, действительно ли вы правы в данной ситуации.

Второе: обратитесь к ответственному секретарю приемной комиссии или к его заместителю
Чаще всего большинство вопросов, которые вызывают сложности при подаче документов, можно решить одним разговором с ответственным секретарем или его замом.

Третье: обратитесь за помощью
Если ситуация окончательно зашла в тупик, вы можете проконсультироваться у специалистов и привлечь третью сторону для решения проблемы. Например, у экспертов проекта ШАГ за плечами опыт работы в приемной комиссии университета, и они подключаются к решению сложных кейсов по всей России — в случае необходимости они лично связываются с представителями вуза. Обратиться к ним можно в Telegram-канале.

Если вы вдруг столкнулись с хамством или эмоциональным давлением, даем вам несколько полезных советов:
  • сохраняйте спокойствие — эмоции усугубляют конфликт;
  • фиксируйте нарушения — записывайте разговоры, сохраняйте переписки;
  • переводите коммуникацию в письменный формат — так проще фиксировать информацию и избежать разночтений;
  • обратитесь к руководству — напрямую очно или через официальное письмо.
Если конфликт неизбежен
К сожалению, иногда решить вопрос конструктивно невозможно — в этом случае можно начать открытую конфронтацию. Важно: конфликт должен быть обоснованным, иначе есть риск испортить отношения с вузом без результата. Не проявляйте агрессию, если не попробовали решить вопрос мирным путем!

Порядок действий:

  1. Официальное обращение – письмо на имя ректора или учредителю вуза с четким изложением проблемы и требований (заказным письмом или через электронную приемную).
  2. Ждать ответ в установленные сроки (обычно до 30 дней).
  3. Если ответа нет или он неудовлетворителен — жалоба в Рособрнадзор или прокуратуру (в зависимости от нарушения).
  4. Судебное разбирательство — крайняя мера, если вопрос финансовый или касается нарушения прав.

В любом случае большую часть спорных вопросов можно решить в процессе конструктивного диалога. Надеемся, что ваш процесс поступления пройдет без проблем и конфликтов!

Был ли материал полезен для вас?
Сбер — один из крупнейших банков России и одна из ведущих технологических компаний. Мы убеждены, что будущее за талантливыми и смелыми, поэтому поддерживаем всех на пути к открытию и верим, что мечты должны осуществляется легко, вне зависимости от финансовых возможностей. Неважно, какую специальность выберете — Сбер поддержит любое решение.
Сбер — один из крупнейших банков России и одна из ведущих технологических компаний. Мы убеждены, что будущее за талантливыми и смелыми, поэтому поддерживаем всех на пути к открытию и верим, что мечты должны осуществляется легко, вне зависимости от финансовых возможностей. Неважно, какую специальность выберете — Сбер поддержит любое решение.
Сбер — один из крупнейших банков России и одна из ведущих технологических компаний. Мы убеждены, что будущее за талантливыми и смелыми, поэтому поддерживаем всех на пути к открытию и верим, что мечты должны осуществляется легко, вне зависимости от финансовых возможностей. Неважно, какую специальность выберете — Сбер поддержит любое решение.
Реклама. Рекламодатель ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015 г. ОГРН 1027700132195 erid:2Vtzqwgcqwm
ИТМО — топовый государственный университет из Санкт-Петербурга с современными образовательными программами, бюджетными местами, безграничными возможностями для студентов. Пространства и атмосфера IT-компании, преподаватели из бизнеса, стажировка и работа в лучших компаниях страны уже во время учёбы.
ИТМО — топовый государственный университет из Санкт-Петербурга с современными образовательными программами, бюджетными местами, безграничными возможностями для студентов. Пространства и атмосфера IT-компании, преподаватели из бизнеса, стажировка и работа в лучших компаниях страны уже во время учёбы.
ИТМО — топовый государственный университет из Санкт-Петербурга с современными образовательными программами, бюджетными местами, безграничными возможностями для студентов. Пространства и атмосфера IT-компании, преподаватели из бизнеса, стажировка и работа в лучших компаниях страны уже во время учёбы.